Полиграфисты и книги: встречаются не только в стенах типографий

журнал "Печатный бизнес. Полиграфия & реклама"


Полиграфисты и книги:
встречаются не только в стенах типографий

Полиграфисты ежедневно сталкиваются с печатной продукцией, в том числе, с книгами. Однако читают ли они их не из профессионального интереса, а «для себя», имеют ли любимое произведение, предпочитают ли бумажный или электронный вариант издания? Редакция «Печатного бизнеса» решила выяснить: какое значение имеет чтение для полиграфистов за пределами типографий.


Елена Лесунова, руководитель уральского филиала «ОктоПринт сервис»:

Мы в своей профессиональной деятельности, когда приезжаем к заказчику и видим проблему, часто начинаем себя вести, как следователи: разматываем клубочек в обратную сторону, чтобы докопаться до истины. Наверное, поэтому меня так увлекла одна повесть: показалась сходной по роду деятельности (смеется). В одной типографии мне подарили маленькую книжечку. Я закинула ее в чемодан, когда поехала в отпуск. Открыла: Акунин, «Весь мир театр». Прочла — и по приезде домой скупила почти всю серию этого автора. Читала и не могла остановиться! Создавалось ощущение, будто сам погружаешься в произведения, как в воду, участвуешь в событиях…
Жаль, что в последнее время у меня недостаточно свободного времени, чтобы читать взахлеб, как ранее. Но все равно находятся минутки, когда я беру в руки книги, и именно в бумажном варианте. Так как я работаю в полиграфии, я знаю, какой это труд — издать книгу. Сначала знакомлюсь с изданием в профессиональном ключе, а потом просыпается и человеческий интерес.
Для молодежи, конечно, сейчас более привычен электронный формат. Наблюдала однажды, как молодые ребята открывали журнал и пытались раздвинуть пальцами картинку, как мы делаем в телефоне, чтобы увеличить изображение. Тогда подумала, что у молодежи все уже запрограммировано на техническое взаимодействие с действительностью.


Вера Негина, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «НИССА Центрум»:

На вопрос «Любите ли вы читать?» сразу захотелось ответить: «Конечно, как же можно жить, не читая книг?» На мой взгляд, это должен делать каждый уважающий себя человек. А выбор бумажного или электронного варианта издания, мне кажется, зависит не только от ситуации, но и от самого произведения. Например, классику я предпочитаю читать в книгах, даже несмотря на то, что порой это целый увесистый том.
В настоящий момент читаю произведение Ивана Александровича Гончарова «Обрыв». Это заключительная часть своеобразной трилогии (включая «Обыкновенную историю» и «Обломов») «о переходе от одной эпохи русской жизни… к другой». Знаете, у каждого в жизни бывает свой «обрыв», не только под влиянием личностных обстоятельств, но и социальных изменений. Как и вся классика, роман Гончарова на века.


Павел Липатников, менеджер по маркетингу компании «Форт Диалог-Исеть»:

Читаю я как для души, так и по необходимости — например, приходится читать очень много технической и профессиональной литературы. Собственно, по этой причине уже много лет назад приобрел «электронную книгу». Это удобно: маленькое по весу и размерам устройство вмещает огромное количество книг, которые всегда под рукой. Раньше читал по пути на работу, с работы. Хотя, конечно, электронный вариант ни в какое сравнение не идет с качественным бумажным изданием. К сожалению, найти такое — большая редкость. Это касается и изготовления, и содержания.
Если нужно выделить одну книгу, которая мне нравится, то пусть это будет «Чевенгур». Очень своеобразный стиль изложения, который поразительно гармонирует с повествованием, хотя это касается, наверное, всего творчества Андрея Платонова. Хороши книги серии «Библиотека генерального директора»: качественные материалы, полиграфия.


 Людмила Ястремская, управляющий ЗАО «Итрако» (Екатеринбурское отделение):

Читать я полюбила с тех пор, как научилась этому. И это всегда было моим любимым времяпрепровождением. В школе была завсегдатаем библиотеки на соседней улице, в институте пристрастилась к журналу «Юность». Там и познакомилась с публикациями своего любимого автора Дины Рубиной, произведения которой читаю по сей день, отслеживаю все новинки. Вот как раз на днях начала читать роман «Бабий ветер», который вышел совсем недавно. Мнение о нем еще не сложилось, только-только начала. А из последних, уже прочитанных книг, сильное впечатление произвела ее трилогия «Русская канарейка». Стиль Дины Рубиной в последние годы сильно изменился, это далеко не женские романы. С годами ее произведения стали более мистическими, и сюжет просто затягивает, оторваться невозможно!
Что касается формата книг, то в последнее время я все чаще обращаюсь к электронному варианту: время диктует. Хотя настоящую бумажную книгу люблю больше. Держать ее в руках, ощущать переплет, слышать шелест страниц — этого не заменит никакой гаджет.


Наталья Селянина, руководитель екатеринбургского филиала компании «Дубль В»:

Чтение для меня в первую очередь — это жизненная школа, а при темпе жизни современного человека — отличный способ снять стресс.
Предпочитаю настоящую, бумажную книгу. Каждая такая книга индивидуальна сама по себе: обложка, шрифт текста, текстура страниц. Безусловно, в электронных носителях есть свои плюсы: они компактны, можно найти редкое издание, увеличить шрифт. Но ни с чем не сравнится то ощущение восторга из детства, когда ты заходишь в книжный магазин, вдыхаешь запах, и глаз радуют яркие иллюстрации с полок!
Любимая книга в нашей семье — сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Впервые я ее прочитала в детстве, кода мне было 10-11 лет. Много вопросов закралось тогда в мою голову: как можно считаться нормальным человеком и при этом разговаривать с цветком и спокойно путешествовать с планеты на планету? Долго представляла себе удава, который съел слона и стал похож на шляпу… Мой детский мозг напрягался тогда не на шутку. Но я четко усвоила, что эта книга учит дружбе, заботе, умении понимать, видеть особенное в обычных вещах. А постепенно, взрослея, я стала понимать, что сказка-то для взрослых! Ни в одной книге я не встречала такого скопления мудрости:
«Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»
«Все тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются»
«Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь»…
Сейчас перечитываем «Маленького Принца» с сыном. Мне это помогает переосмыслить значимость многих вещей в жизни: на время возвращаешься в детство и смотришь на все наивными глазами Маленького Принца. Самое главное — это произведение мне помогает быть ближе к моим детям.


Дмитрий Тарасов, преподаватель, научный сотрудник департамента информационных технологий и автоматики УрФУ:

Очень люблю читать книги. Конечно, предпочитаю бумажный вариант, и желательно, чтобы это была высокая печать на слегка желтоватой бумаге. В общем, предпочитаю старые книги. Однако часто приходится читать книги и статьи в электронном виде, в основном в телефоне или с экрана ноутбука. Это утомляет.
Из всего прочитанного я не могу выделить какое-то одно произведение. Было очень много хороших и прекрасно изданных книг. Наших, отечественных книг разных лет выпуска, от 40-х годов XX века и до наших дней. Вообще, что бы ни было написано за рубежом, какие бы глубины человеческой натуры или бытия ни были преданы перу, все это есть в классической русской литературе. Всё там. Читайте больше!


 Итак, книги по-прежнему читают. Во всяком случае, полиграфисты. Но как сегодня обстоят дела на книгоиздательском рынке? Комментирует Александр Гулак, директор филиала «Дом печати – ВЯТКА»:

Недавно ФАМПК опубликовало отраслевой доклад по итогам 2016 года. Из него ясно, что книжная полиграфия по-прежнему находится в состоянии вялотекущего кризиса. С одной стороны, книги читают и покупают, то есть совершенного вытеснения бумажной книги электронными гаджетами не происходит. С другой — читать стали меньше, и наверное не по причине отсутствия интереса, а потому, что порой выбор стоит перед тем, что покупать - продукты или книгу, цена ведь не маленькая.

 Тенденции в книжной полиграфии сложны: ассортимент возрастает и это не может не радовать, появляются новые авторы и издания, печатаются давно забытые или отложенные на «полку», но при этом тиражи сокращаются. Сейчас расширяются сети частных малых и микрокнижных типографий, в том числе с использованием технологий цифровой печати и это хорошо. Впрочем, пока они не делают погоды на большом книжном рынке. Основные заказы — многотиражные, и поэтому значительную долю заказов по-прежнему выполняют крупные государственные типографии.

 Прогнозировать развитие этого рынка сейчас сложно. Очевидно, что предстоящий период будет достаточно сложным для российского книгоиздания. Как следствие этих тенденций, в книжном секторе полиграфии всего вероятно ускорятся процессы концентрации специализированного производства и формирование «точек роста», а также уход с рынка ряда малоэффективных типографий. Рынок перенасыщен производственными мощностями, но в любом случае на рынке должна оставаться конкуренция, в противном случае это отразится на ценах и потребителе. Надежда остается, что все встанет на свои места и каждое направление в книгоиздании займет свое место и положение, найдет своего читателя. Мы в данном случае идем не своим особым путем, а продвигаемся согласно имеющейся мировой тенденции.